Власть Богини – Власть Бога
В современной языческой, и особенно викканской литературе часто можно встретить размышления о золотом веке матриархата, когда женщина была чтима и уважаема. Более того, рассказываются печальные истории о свержении женской власти и доминировании агрессивного мужского начала, приведшие к низвержению культа Богини и доминированию монотеистических мужских религий и мужчин-богов.
Известно, что в древнейшие времена, на заре человечества, существовал матриархат. Это был общественный строй, главенствующую роль в котором играла женщина, в первую очередь мать рода, дающая жизнь и хранящая монополию на сакральные знания. В те времена существовало четкое разделение мужской и женской функций. Мужчины уходили из поселения, охотились, добывали пропитание и защищали границы территорий. Женщины оставались дома, занимались воспитанием детей, поддержанием огня и собиранием различных полезных растений. Они же занимались и первыми ремеслами, вроде гончарства, ткачества, шитья, и так далее. В результате женщины имели больше возможностей умственного развития, в то время как мужчины развивались больше физически. Все эти знания позволяют сегодня утверждать, что во времена матриархата царил мир и идиллия, когда люди жили в некоем раю на земле. В те же времена люди поклонялись Богине, как великому дающему началу, источнику жизни.
Но вот о чем забывают современные мечтатели о матриархальном золотом веке, так это о жестокости и лишениях того времени. Тогда голод и болезни были постоянными спутниками людей. Кроме того, женское божество не было столь милостивым и добрым, каким оно кажется сегодня. Для этого достаточно вспомнить о кровавых ритуалах Иштар и Кибелы, которые являются прямым продолжением древней матриархальной традиции. Непомерная по нашим меркам жестокость в те времена представлялась разумной и религиозно обоснованной.
Главный же аргумент против стремления в золотой век матриархата представляется мне совсем простым: эта система социальных отношений изжила себя примерно 5 тысяч лет назад, и более того, сложился кризис, когда система более не могла достойно функционировать. Она потеряла свои возможности к выживанию. И каким бы романтичным не представлялось бы нам это время, возврата туда нет.
На смену матриархату пришел патриархат. Этот общественный строй, в котором мы живем по сей день, ставит мужчину - война на первое место, делая женщину и ее детей – его собственностью. Разделение на мужскую и женскую сферы продолжается. Теперь мужчина – единственный представитель семьи во внешнем мире, отец семейства один наделяется статусом и весом в обществе, остальные же члены семьи должны ему подчиняться. Все это приводит к критике патриархата как строя, лишающего женщину ее прав и человеческого достоинства. Даже сейчас, в эпоху эмансипации и феминизма, миром продолжают править мужские ценности. Женщина, желая получить равные права с мужчиной должна отказаться от черт традиционно женских, вроде эмоциональности, склонности к мистицизму и т.п. ради логики, рациональности и бесстрастности. Мир остается патриархальным, мужским. Но при критике патриархата часто забывают, что мужчины становятся жертвами этой системы не меньше, чем женщины. К мужчине общество выдвигает строжайшие требования: он должен быть бойцом и победителем, должен вести непрерывную конкурентную борьбу с другими и должен отказаться от всего иррационального, чувствующего и глубинного в собственной душе. Строго говоря, мужчина должен отказаться от любых «женских» черт в своей психике. ( А ведь известно, что у мужчин есть женская составляющая психики, как и у женщин мужская, и игнорирование соответствующей части себя ведет к серьезным психологическим проблемам.) Кроме того, патриархальная культура (от «патер» - отец) дает преимущество не всем мужчинам, но лишь «отцам», главам семей и корпораций, лидерам и полководцам. Мужчины- «сыновья» не менее бесправны перед лицом патриарха, чем их матери и сестры.
Таким образом, можно утверждать, что существующий ныне патриархальный строй калечит женские качества в женщинах и мужчинах, убивая чувствующее и духовное начало. И мужчины и женщины становятся жертвами общественных требований к поведению. Но уже одно то, что проблема видима, указывает на скорое изменение ситуации. Когда болезнь видна, ее начинают лечить.
Какое же лечение возможно сейчас? Отнюдь не возврат к матриархату, где аналогичное доминирование женского начала ведет к сходным проблемам, но с другим полюсом. Наиболее правильным решением является достижение, наконец, гармонии и баланса между мужским и женским. Когда две противоположности становятся не противниками, стремящимися подавить и подчинить одно другое, но партнерами. Когда 1+1=3. Мужское и женское, действующие в совокупности и гармонии служат для рождения новой жизни и нового творения. Мы наблюдаем это в природе, мы чувствуем это в самих себе. Теперь главный урок для человечества понять и принять такое положение вещей, когда женское и мужское в человеческих отношениях и обществе становятся истинно равными, равноценными и гармоничными.
|